Тренинг на самопознание «К вершине самооценки»
Тема: Самосознание «К вершине самооценки» Цели: - создание благоприятных условий для работы в группе; - повысить уверенность в себе и сформировать навыки уверенного поведения; - ввести понятие о самоценности человеческого «Я»; - способствовать более глубокому самораскрытию; - закрепить навыки групповой работы; - мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. • Настрой участников группы на взаимодействие друг с другом: Добрый день! Приветливо посмотрите друг на друга и поздоровайтесь.
2. Разминка: • Упражнение «Мне нравится в тебе…» Психолог обращается к одному из учащихся со словами «Мне нравится в тебе…» и продолжает говорить ему приятные слова – комплименты, передавая ему цветок. Затем, этот учащийся со словами «Мне нравится в тебе…» обращается к рядом сидящему и также говорит комплимент. Таким образом, все участники тренинга говорят друг другу комплименты.
3. Основное содержание: работа по теме: Упражнение «Самореклама»: Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.
• Беседа о самооценке.
Узнать больше
Трудно было рекламировать себя? И так, что же такое самосознание и самооценка? (ответы участников). Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. В состав образа “Я” входит все то, самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ Я”) и с тем, каким он хотел бы быть. Проблема самосознания сложна. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего “Я”, каким это “Я” станет, если все задуманное сбудется, как это “Я” выглядит в глазах других людей и т.д. - Ребята, помните, что адекватная самооценка и уверенность в своей значимости – качество принципиально важное для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно в различных ситуациях, принимать решения, успешно взаимодействовать с другими людьми. - Ребята, скажите, для кого из вас характерно состояние неуверенности в себе, в своих силах, сомнения и нестабильная самооценка? (ответы детей) - Если да, то в чем это проявляется? (ответы детей).
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Далее проводится работа в группах (3 группы), где ребята обсуждают свои записи.
5. Упражнение – разминка: «Меняются местами те, кто…»
Упражнение «Формула любви к себе» Ребята, давайте с вами посмотрим один мультффильм. (Просмотр мультфильма «Ослик, который мечтал стать бабочкой»).
О чем этот мультфильм?
Ребята, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
Привычки счастливого человека:
- Всегда во всем находите плюсы.
- Всегда будьте дружелюбны и благодарны.
- Всегда улыбайтесь.
- Живите здесь и сейчас, а не там и тогда.
- Вносите вклад в окружающий мир.
- Продолжайте учиться и самосовершенствоваться.
4. Релаксация: Упражнение «Я там, где мне хорошо…» Сядьте удобнее на своих стульях, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Перенеситесь мысленно туда, где вам будет хорошо. Возможно, это привычное для вас место, где вы любите бывать и отдыхать. Возможно, это место вашей мечты. Побудьте там... Делайте то, что вам привычно там делать. Или ничего не делайте, как хотите. Побудьте там, где вам хорошо, две-три минуты». 5. Рефлексия. Подведем итоги Вывод: Каждый человек неповторим и представляет ценность. Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть. Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Сформулируйте впечатления о прошедшем занятии:
- Что понравилось на занятии?
- Что было трудно делать?
- С чем уходите, и что с собой берете?
Ритуал окончания занятия Упражнение «Подари улыбку другу»